вСОВЕТЫ ДОМОХОЗЯЕВАМв


13 августа 1882г.

Учитель разговаривал с Кедаром и несколькими другими поклон
никами в своей комнате в храмовом саду. Кедар был правительст
венным чиновником и проживал уже несколько лет в Дакке, в Вос
точной Бенгалии, где он стал другом Виджоя Госвами. Они проводи
ли большую часть своего времени вместе, беседуя о Шри Рамакришне
и его духовных постижениях. Кедар когда-то был членом Брахмо
Самаджа. Он следовал пути бхакти. Разговор о духовном всегда
вызывал слезы у него на глазах.
Было пять часов после полудня. Кедар был очень счастлив в
этот день, устроив религиозный праздник для Шри Рамакришны. Рам
нанял певца и весь день прошел в радости.
Учитель объяснял поклонникам секрет единения с Богом.
Учитель: "С постижением Сатчидананды человек вступает в сама
дхи. Тогда обязанности спадают. Допустим, я говорил об остаде -
и он появляется. Какая нужда теперь говорить о нем? Как долго
пчела жужжит вокруг да около? До тех пор, пока она не сядет на
цветок. Но для садхака не делом будет отказываться от обязаннос
тей. Ему следует исполнять свои обязанности, такие как поклоне
ние, джапа, медитация, молитва или паломничество.
Если вы видите кого-то занятым рассуждением даже после того,
как он осознал Бога, вы можете уподобить его пчеле, которая тоже
жужжит немного, даже когда пьет нектар из цветка".
Учитель был очень доволен музыкой остада. Он сказал музыкан
ту: "Есть особое проявление силы Бога в человеке, который имеет
какое-либо выдающееся дарование, такое, например, как мастерство
в музыке".
Музыкант: "Господин, как можно осознать Бога?"
Учитель: "Бхакти есть единственная существенная вещь.
Конечно, Бог существует во всех существах. Кто тогда является
поклонником? Тот, чей ум направлен на Бога. Но это невозможно,
пока у человека остается самовлюбленность и тщеславие. Вода
Божьей милости не может собраться на высоком холме самовлюблен
ности. Она стекает вниз. Я просто машина.

- 134 -

(Кедару и другим поклонникам) Бог может быть реализован через
все пути. Все религии верны. Главное - это достичь крыши. Вы
можете достичь ее, взбираясь по каменной лестнице, или по дере
вянной, или по бамбуковой, или забравшись по веревке. Вы можете
также залезть по бамбуковому шесту.
Вы можете сказать, что в другой религии существует много
ошибок и предрассудков. Я могу ответить: допустим, существуют. У
каждой религии есть ошибки. Каждый думает, что только его часы
показывают правильное время. Достаточно иметь горячее стремление
к Богу. Достаточно любить Его и чувствовать притяжение к Нему.
Вы разве не знаете, что Бог - это Внутренний Проводник? Он видит
тоску нашего сердца и горячее стремление нашей души. Положим, у
человека несколько сыновей. Старший мальчик обращается к нему
внятно, как "Баба" или "Папа", но малыши могут в лучшем случае
звать его "Ба" или "Па". Но будет ли отец сердиться на тех, кто
обращается к нему так невнятно? Отец знает, что они тоже зовут
его, только они не могут произнести его имя как следует. Все
дети одинаковы для отца. Подобно этому, поклоняющиеся взывают к
одному Богу, хотя и называя Его различными именами. Они взывают
только к одному Лицу. Бог один, но Его имен много".


Четверг, 24 августа 1882г.

Когда М. пришел, Шри Рамакришна разговаривал с Хазрой на
длинной северо-восточной веранде своей комнаты. Он почтительно
приветствовал Учителя.
Учитель: "Мне хочется навестить Ишвара Чандру Видьясагара еще
несколько раз. Художник сначала рисует основной контур, а затем
не спеша добавляет детали и цвета. Лепщик сначала делает скульп
туру из глины, затем сглаживает неровности, затем покрывает
известковым раствором, а после всего этого расписывает ее кис
тью. Все эти шаги должны выполняться последовательно. Видьясагар
полностью готов, но его духовная сущность покрыта тонким наслое
нием. Он сейчас занят исполнением добрых дел; но он не знает,
что есть у него внутри. У него внутри спрятано золото. Бог
обитает в нас. Если человек узнает это, он чувствует желание
оставить всякую деятельность и молиться Богу с жаждой в душе".