Его обнаружили проходившие крестьяне и на руках принесли домой.
Гададхар сказал потом, что в этом состоянии он пережил какую-то
неописуемую радость.
Гададхару было семь лет, когда умер его отец. Это событие
глубоко потрясло его. Мальчик впервые понял, что жизнь на земле
непостоянна. Никем незамеченный, он начал убегать в манговый сад
или на одну из кремационных площадок, и проводить там часы,
погрузившись в свои мысли. Он также стал больше помогать своей
матери в ее хлопотах по дому. Начал больше читать и слушать
истории, описанные в Пуранах. И он стал интересоваться странст
вующими монахами и благочестивыми паломниками, которые иногда
останавливались в Камарпукуре на своем пути к Пури. Эти правед
ные люди, хранители духовного наследия Индии и живые свидетель
ства идеала отречения от мира и все-поглощающей любви к Богу,
развлекали маленького мальчишку сказаниями из индусских эпосов,
рассказами о святых и пророках, а также повествованиями своих
собственных похождений. Он, в свою очередь, носил им воду и
дрова и оказывал разные другие мелкие услуги. При этом он не
забывал о своей медитации и поклонении.
В возрасте девяти лет Гададхар прошел посвящение и получил
свой священный шнурок. Эта церемония даровала ему привилегии его
браминского происхождения, включая право богослужения перед
родовым Божеством - Рагхувиром, и возложила на него множество
строгих ограничений жизни брамина. Во время этой церемонии по
священия он шокировал своих родных, приняв пищу, приготовленную
его нянькой, женщиной из касты шудр. Его отцу такой поступок не
мог бы даже и присниться. Но Гададхар однажды шутливо пообещал
этой женщине, что он как-нибудь поест ее пищи, и теперь он
сдержал свое слово. Эта женщина обладала благочестием и религи
озной искренностью, и это было более важным для мальчика, нежели
общественные установки.
Гададхару было теперь разрешено совершать богослужение Рагху
виру. Так начались его первые упражнения в медитации. Он так
вкладывал свое сердце и душу в это поклонение, что каменное
изваяние очень скоро стало представляться ему живым Господом
Вселенной. Его способность забывать себя в созерцании была впер
вые замечена именно в это время. За его мальчишеским чистосер
дечием проглядывала глубина его духовной природы.
Где-то в это время, в ночь Шиваратри, посвященной поклонению
Шиве, было организовано драматическое представление. Вдруг забо
лел главный актер, который должен был играть роль Шивы, и Гадад
хара уговорили занять его место. Пока друзья наряжали его для
роли Шивы - посыпали его тело пеплом, спутывали ему волосы,
вкладывали трезубец в руку и вешали бусы из рудракши ему на шею
.по 0
- 4 -

- взгляд мальчика стал отсутствующим. Он вступил на сцену мед
ленным, размеренным шагом, поддерживаемый своими друзьями. Он
выглядел живым изваянием Шивы. Публика громко зааплодировала,
поскольку приняла это за его актерское искусство, но очень скоро
все увидели, что на самом деле он утратил себя в медитации. Его
лицо сияло и из глаз лились слезы. Он не осознавал внешнего
мира. Воздействие этой сцены на зрителей было огромным. Люди
испытали такое же блаженство, как если бы перед ними предстал
Сам Шива. Представление пришлось прекратить, а мальчик оставался
в этом состоянии до самого утра.
Теперь Гададхар сам организовал актерскую труппу вместе со
своими друзьями. Сцена была устроена в манговом саду. Темы были
выбраны из Рамаяны и Махабхараты. Гададхар помнил наизусть почти
все роли, услышав их в свое время в исполнении профессиональных
актеров. Его любимой темой был период жизни Кришны во Вринда
ване, где изображались изумительные любовные истории с Кришной,
молочницами и пастухами. Гададхар играл роли Радхи или Кришны и
часто сливался с персонажем, которого изображал. Его врожденная
женственная грация умножала драматический эффект. Манговый сад
тогда часто оглашался киртаном мальчишек. Погрузившись в пение и
веселье, Гададхар становился безразличным к школьной рутине.
В 1849 году Рамкумар, старший сын, уехал в Калькутту, чтобы
поправить финансовое положение семьи.
Гададхар был на пороге юности. Он стал любимцем женщин в
деревне. Они любили слушать как он говорил, пел, читал вслух из
священных книг. Им нравилась его привычка передразнивать голоса.
Их женский инстинкт улавливал внутреннюю чистоту и простодушие
этого мальчика с чистой кожей, ниспадающими волосами, сияющими
глазами, улыбающимся лицом и неистощимым весельем. Степенные
пожилые женщины смотрели на него как на Гопалу, маленького
Кришну, а те, что помоложе, видели в нем юного Кришну Вриндава
на. Он сам так идеализировал любовь гопи к Кришне, что иногда
всерьез хотел родиться женщиной, если ему суждено будет родиться
снова, - для того, чтобы он мог любить Шри Кришну всем своим
сердцем и душой.